Никита Иванов (i_nikita) wrote,
Никита Иванов
i_nikita

2017.05.26-06.04 СКИ-ТУР в Приэльбрусье

"Вот это для мужчин - рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин, чтоб не вступать в игру,
А есть такой закон: движение вперёд,
И кто с ним не знаком - навряд ли нас поймёт"

Ски-тур - хэли-ски для бедных :)
- Это, в определенной степени, шутка, но то, что ски-тур это не про катание - это точно. Это про высокие горы, великую красоту, меняющуюся погоду, преодоление себя и подъёма, профессионализм гида, отзывчивость спутников, удобство снаряжения и прочее и прочее. 20 минут спуска по липкому снегу после 4-х часового подъёма служат уже просто завершающим этапом к теплу, сухости, обеду. Когда удается найти хороший бодрый снег, по которому лыжа нормально скользит, чаще всего - при "ухудшении" погоды, это, безусловно, радует. Но не в этом одном смысл!

"А с погодой повезло -
Дождь идет четвёртый день,
Хотя по радио сказали:
Жаркой будет даже тень"

На самом деле, с погодой действительно очень повезло - почти всё время было сухо и тепло. Лишь один раз, при возвращении после первой заброски вещей на Зелёную гостиницу, нас накрыл настоящий ливень, но мы быстро обсушились в гостеприимном приюте "Очаг".
На подъёмах местами было жарко, когда припекало солнце, особенно на "сковородке" у перевала Гарваш со стороны Адыр-Суу, но в целом было комфортно. Я обгорел всеми открытыми частями тела и местами успел облезть по два раза.

Прекрасная организация мероприятия от заслуженного гида, альпиниста, спасателя и вообще чемпиона всех чемпионатов Сергея Веденина не спотыкалась даже о неработающий подъёмник (для автомобилей), погранцов и прочую непогоду. Хотя барашка обещал, но зажал, да... Не простим!

И отдельное спасибо Александре Титовой за вкусную и своевременную кормёжку! Только в следующий раз надо половину сгущёнки поменять на тушёнку!

*****

"Я спросил её: зачем идёте в гору вы?
А ты к варшине шла, а ты рвалася в бой
Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово!
Рассмеялась ты и взяла с собой"

Итак, программа по дням:
0 дорога Москва-МинВоды, трансфер в приют "Очаг" в Адыл-Су, шашлык и обмывание заезда
1 заброска в 2 приема шмоток на Зелёную гостиницу (2500)
2 первый подъём (3200), спуск по залипалову
3 перевал Джантуган ложный (3500), отличный спуск по хорошему снегу (я уронил палку)
4 тренировка, спуск в Очаг, баня
5 переезд в Адыр Су в альплагерь Уллу Тау (2350), заселение, тренировка на скалах
6 подъем к перевалу Гарваш (3150), спуск вдоль морены более-менее
7 разведка к Местийской хижине (3250)
8 лавинный выкат от Чот-Чат (3000)
9 прогулка, выезд домой

Теперь чуть подробнее.
После загрузки "всем необходимым" в магазине и клубникой на дорожку, нас привезли в приют "Очаг".

Это несколько небольших, но добротных домиков и общая столовая с огромным очагом,

которыми заправляет горец из аборигенов Ахия, радушный хозяин и просто хороший человек, он же заодно выполняет функции егеря, подкармливая круглый год горных туров солью.

Первый вечер прошел в активном знакомстве участников коллектива друг с другом, при лёгком переборе коньяку.

*****

В первый "боевой" день встали всё же не очень рано, тщательно собрались и поперли провиант и часть шмоток на Зелёную гостиницу. В принципе, недалеко - 4-5 км при наборе всего метров 300 высоты.

Половину дороги пришлось пройти пешком, после переправы через реку уже можно было обуть лыжи и идти на них. На обратной дороге сыпанул настоящий ливень, всё подмокли, но за сборами и обедом у Очага просохли, второй подъём прошёл уже как-то попроще - знакомая дорога всегда короче.

Наверху (примерно 2500 м.) нас ждала очень уютная избушка с тамбуром, которую построил тот же Ахия. Мы долго удивлялись, каким же вертолетом туда заперли буржуйку, стальную дверь, бетон и прочие стройматериалы - оказалось, что почти всё занесли люди руками! Он показал нам фотографии, как они несли печку. К слову, её мы затопили только в последний день, хотя дров затащили с собой немало - всё время тепла от людей и одной горелки вполне хватало.

Рядом с избой, через стенку морены, лежат два Башкаринских озера, одно из них:

*****

Первый выход на подъём, связывание на леднике, первые затупы и навыки хождения в связке.

Все нерасхоженные, без акклимухи, кого-то колбасит, кто-то отстаёт, поднялись только на 3200. Солнечный день, не замёрзший с ночи снег, наполненный водой, привели к известному результату: лыжи ехали с большим трудом, немного поворачивать удавалось только наверху.

На следующий день ранний подъём и самый большой набор высоты - тысяча метров, к перевалу ложный Гумачи (или ложный Джантуган), до границы с Грузией не дошли метров 100. Не для всех, правда, а для самых быстроногих :) остальные стартовали немного ниже. Там был прям снегопад крупой, настоящий зимний снег и отличный проезд.

Следующая ночь была не просто теплой, а насквозь дождливой, поутру было решено не искушать судьбу (ввиду очень высокой лавинной опасности), а посвятить день тренировке по спасению человека из трещины в леднике, а потом спуститься в Очаг.
Тренироваться было интересно, задорно и весело. Ползать на солнцепёке по пояс в мокром снегу в обвязке, таща через полиспаст тушу человека, который активно сопротивляется, - это тот ещё аттракцион!

Потом я уговорил Александра расписать небольшую стеночку морены рядом с избой, которая нагло сияла нетронутостью.

Ну а дальше, нагруженные двумя рюкзаками и лыжами, мы стали карабкаться по камням вниз, потому что остатки снега слизал дождь и идти на лыжах стало невозможно.

В Очаге нас ждала великолепно натопленная, уютная и оборудованная баня и немного холодного пива...

*****

Утром следующего дня за нами приехал нарядный УАЗ-буханка и трансферировал нашу компанию в соседнее ущелье Адыр-Суу, через уникальный автоподъемник, ну и магазин с пивом, конечно.

Заселились в летние домики альплагеря Уллу Тау на высоте 2350 м.,

сходили на ближайшие скалы и потренировались дюльферять

Тут каждый подъём разнообразился...
Каждый подъём на самом деле утром начинался с небольшого ожидания Солнца...

Каждый подъём на гору отличался тем, что сначала предстояло пройти час-другой по камням, таща лыжи с ботинками на горбу, и лишь потом можно было вставать на ски-тур.

Первым днём пошли к перевалу Гарваш, дошли до "сковородки" на 3150, пожарились, повтыкали, пофоткали, да попробовали ехать обратно. Наверху опять был сильный залип, а вот вдоль морены ехалось на удивление неплохо. В этот день нас покинул Пётр Ястребков, которому горы уже надоели за многомесячное путешествие, и Александр Меламед, у которого разболелось колено, зато у нас появилась свежая участница - Ксения Подрезова.

*****

Да, чуть не забыл, пара штрихов к антуражу. Дело-то конец весны - начало лета, очень тепло, и нас постоянно сопровождал грохот небольших лавинок и камнепадов. В горах даже небольшая "сопля" производит сильное впечатление на уши.
Эта громадина в Адыл-Су приехала за пару недель до нашего прибытия:

Потом пришёл черед проведать местийскую хижину, что находится на Местийском перевале к части Грузии с характерным названием Местия. По куруму шли ещё дольше, все были подуставшие уже в момент подъёма с кровати, поэтому особо не торопились.

До хижины (3250 м.) дошли, немного откопали дверь,

попили в ней чай, да поехали обратно. И снова спуск по тяжелому снегу, аккуратно выбирая маршрут, чтобы не сорвать склон.

*****

В последний полноценный день выбрали самый близкий маршрут - подъём по лавинному выносу к вершине Чот-Чат, осилили только до 3000 м., там я достал небольшую заначку пива и отказался идти дальше, ну все и согласились. Тропежка в гору была суровой - по крутым участкам, первый раз все (у кого они с собой были) достали кошки. Пришлось обходить водопад, карабкаясь по рельефу подобно тем самым рогатым животным.
Зато чрезвычайно порадовал спуск - замечательный плотный и нелипкий снег заставил сомневаться, что уже 3-й день, как на календаре лето...

В день отъезда прогулялись по долине

и навестили мемориальную стену с теми, кто остался в горах навсегда

*****

Незаурядный завтрак в последнее утро

р. Адыр-Суу

Редкий вид на открывшийся Эльбрус

*****

"В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться
И спускаемся мы с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах своё сердце"

Спасибо за компанию и поддержку остальным участникам: Артёму Прокофьеву, Антону Онуфриеву и конечно Галине Пуришевой, а также Юре Соколову, который пару вечеров радовал нас рассказами на Зелёной.
До новых встреч!
Tags: лыжи, не дома, скитур